Развитие речи и улучшение дикции

«Дуновение правит миром»  гласит индийская пословица. От первого до последнего вздоха мы имеем дело с воздушной стихией, поэтому имеет смысл овладеть ею, научиться дышать правильно. Дух жизни бодрствует в ритме вдоха-выдоха. Мы запасаемся кислородом, энергией на вдохе и избавляемся от ненужных, вредных веществ, выдыхая их. Гете отметил смену фаз так:

В дыхании есть два блага, без сомненья:
То воздух полнит грудь, то выдох дарит облегченье;
Что там  стесненное, здесь  свежесть и свободу обретает,
Да, жизнь чудесное смешенье представляет.
Будь благодарен Богу, если Он тебя теснит,

И благодарен будь, коль вновь освободит.





А все ли из Вас знаю, что такое артикуляционная гимнастика?

√ Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. 

√ Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношени.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. 

√ Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

√ После того, как освоите несколько упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы гимнастики. 



АКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ВАЛЬДОРФСКОЙ ШКОЛЕ
Длинноногий журавель
По лугу ходил весь день.
Только ноги промочил,
Выбился совсем из сил.

А когда совсем устал,
Одну (или правую, или левую) ножку он поднял
И немножко постоял.

Глубоко потом вздохнул,
Крыльями легко взмахнул
И красиво полетел.
Полетел - полетел,
А потом на крышу сел.
Первое четверостишье плавно и красиво ходим по кругу в ритме стиха: короткий - короткий - длинный - короткий - короткий - короткий - длинный (повторяем 4 раза). Если руки мешают, то их можно держать на поясе.
Затем стоим на месте на одной ноге сколько сможем. Можно усложнять задание и стоять не шевелясь, делать "ласточку" или размахивать руками.
Взмахиваем крыльями и летим по кругу в нужном ритме (или как можно быстрее). Следует следить, чтобы "летели" дети тоже в соответствии с заданным ритмом. Садимся на крышу - приседаем.

Песня машиниста
Александр Введенский

Спят ли волки?
Спят. Спят.
Спят ли пчелки?
Спят. Спят.
Спят синички?
Спят. Спят.
А лисички?
Спят. Спят.
А тюлени?
Спят. Спят.
А олени?
Спят. Спят. А все дети?
Спят. Спят.
Все на свете?
Спят. Спят.
Только я и паровоз,
Мы не спим,
Мы не спим.
И летит до самых звезд
К небу дым,
К небу дым.
Дети лежат на полу с закрытыми глазами, отвечая только "Спят. Спят." "Только я и паровоз..." - быстро собираются в змейку, держась друг за друга. Выбранный заранее машинист ведет всех в ритме стиха. Когда стих закончен, машинист ускоряет ход и резко заворачивает. Движение продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не отпустит руки.
Далее машинист декламирует стих, задавая вопросы остальным.

Нос, рот, голова и наоборот
Нос, рот, голова,
Уши, щеки, лоб, глаза,
Плечи, шея, грудь, живот,
А теперь наоборот.
Декламируем стих, показывая соответствующие части тела. В конце произносим и показываем все в обратном порядке.

Динь-дон
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон. Динь-дон.
Декламируем стихотворение, раскачиваясь на прямых ногах как часы из стороны в сторону. Сначала в кругу, все в одну сторону, а потом парами друг напротив друга в противоположные стороны.
Подобным образом можно строить самые разные упражнения со стихами. Стихи лучше брать простые и ритмически и по смыслу.
На улице две курицы
На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Первые три строчки прыгаем в кругу боком (приставными прыжками) в правую сторону, ударяя ногой об ногу, руки на поясе. На последнем слоге останавливаемся, левая нога притоптывает, ставя точку. Две следующие строчки делаем то же самое в другую сторону. Последние две строчки прохлопываем в соответствующем ритме.
"Ха-ха" - хлопаем в ладоши,
"ха" - хлопаем по коленям.
Повторяем еще раз.
"Как" - хлоп в ладоши,
"нам" - правая рука хлопает по колену,
"жал-" - хлоп в ладоши,
"ко" - левая рука хлопает по колену,
"пе-ту" 2 раза хлопаем в ладоши,
"ха-" хлоп по коленям.
Это упражнение можно делать несколько раз подряд, чередуя скорость или высоту прыжков. Можно заранее договориться, сколько раз подряд будем делать и в каком темпе, а потом сделать не останавливаясь.
Веселые звуки
Развитие речевой артикуляции требует упражнений по четкому произнесению всех звуков речи. Упражнения в артикуляции можно сопровождать пантомимой и дополнять сюжетной линией. Например:
Садимся на коней и скачем (изображаем) - щелкаем языком, губы то широко, то трубочкой;
Пересаживаемся на моторную лодку (изображаем, как заводим мотор) - ррр, ррррррррр... Плывем;
Мотор заглох - пч, пч, пч;
Садимся в маленькую лодочку - мягкое ррррр;
И этот заглох - пч;
Мимо летит жук - жжжж;
Жук залетел в камыши - шшшшш, шшшшш;
Прилетел комар - зззз (комара ловим руками - хлопок);
Приползла змея - сссс;
Ветер завывает - вввв, вввв;
А мы берем топоры и колем дрова - к, к, к;
Устали, надо поесть - мммм, мммм;
И т.д.
Подвижные скороговорки
Примеры скороговорок см. здесь
Скороговорки, необходимые для речевого развития, можно сопровождать пантомимой.
Примеры:
"Ткет ткач ткани на платье Тане". Сначала изображаем ткущее движение и произносим "тк-тк-тк...". Затем сохраняя движение, произносим скороговорку.
"Белые бараны били в барабаны. Без разбора били, лбы себе разбили". Парами держимся за руки. Отводим противоположные ноги назад и встречамся друг с другом подошвами - хлоп ("белые"). Ставим ногу на место - топ ("бараны") и т.д.
"Купи кипу пик". Делаем рубящие движения локтями. "Купи" - рубим локтями вниз. "кипу" - рубим локтями в стороны, "пик" - резким движением рук строим крышу дома, пальцы соединяются на вершине крыши. Далее меняем последовательность слов "Пик кипу купи" и движений соответственно.
"От топота копыт пыль по полю летит". Изображаем, что всадники скачут издалека и их почти не слышно, приближаются, еще ближе, вот они здесь, удаляются. При этом говорим шепотом, громче, громче, громко, тише, тише, шепотом.
Кисонька-мурысонька
— Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
— На мельнице.
— Кисонька мурысонька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысонька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысонька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
Сначала просто хором декламируем потешку. Далее разделяемся на две группы и одни спрашивают, а другие отвечают. Потом вопрошающая группа договаривается о том, с какой интонацией они будут спрашивать, какое чувство хотят передать. Вторая группа отвечает, стараясь в ответах сымитировать интонацию. В конце вторая группа отгадывает чувство. Потом меняются.
Так можно играть с любыми стихами, построенными на вопросах и ответах.

Звонкие слоги
Начинаем с протопывания любого стихотворения по слогам, далее стоим на месте и прохлопываем его же. В конце, когда нужно перенести слово при письме, сначала похлопать его, что поможет определить слоговую структуру.
Обратное упражнение: прохлопать какое-либо слово, дети должны придумать подходящие слова. Например, - - - (кра-со-та, чис-то-та, по-бе-жал...).
Ударение: все слоги хлопать, а ударный топать. Все слоги шагать, а ударный прыгать.
Развитие: на доске черточками записать слоговую структуру слова (соответствующий предмет находится в классе) и ударение, дети отгадывают слово. Потом кто-нибудь из детей загадывает слово и пишет на доске, а остальные отгадывают.

Поем - не поем
Игра на различение гласных и согласных звуков. Произносятся слова. Если слово начинается с гласного, то мы поем, например а-а-а-а, протягивая руки в театральном жесте, а если с согласного, то скрещиваем руки на груди и киваем головой.
Камень - пух
Игра на различение твердых и мягких согласных. Произносятся слова. Если слово начинается на твердый согласный, то дети показывают кулаки (камень), а если на мягкий, то руками изображают перышки или пушинки (пух).

Звон - тишина
Игра на различение звонких и глухих согласных. Играют аналогично. Если согласный звонкий, то звонят в колокольчики, а если глухой, то закрывают уши.
Далее две последние игры комбинируют в одну.
Занимательные истории
Группам детей раздаются картинки с занимательным сюжетом, например Н.Радлов "Рассказы в картинках". Некоторое время дети обсуждают сюжет и придумывают историю. Потом по одному человеку от каждой группы выступают на сцене. Остальные сидят в зрительном зале, слушают и аплодируют.

Сочиняем сказку
Из набора разнокалиберных и разносюжетных картинок, выбирают несколько и придумывают по ним сказку с заданным началом ("В некотором царстве...", "Давным-давно...", "Жили-были...")
Вариант 1. Можно взять только одну картинку и сочинять сказку так, чтобы она заканчивалась на этой картинке.
Вариант 2. Изготовить игральные кубики с простыми картинками (меч, бегущий человек, дворец, конь...). Одновременно бросаются несколько кубиков. Сказка или история сочиняется по выпавшим картинкам.
Просто стихи. Просто хором
Все вместе каждый день декламируем стих. Делаем это с чувством и, возможно, с жестами. Через некоторое время пробуем сделать то же с закрытыми глазами. Только мальчики. Только девочки и т.д. Потом читаем по двое. Потом по одному.

Стишки наоборот
Маленькие несложные стишки произносим от конца до начала.
Пущу ребят всех.
Замощу серебром.
Мосток сколочу.
Поскок-скок-скок.

Кто помнит?
В первый день детям вслух декламирую стих. На второй день декламируют с выразительными паузами на месте пропущенных слов. Нужно вспомнить слова или придумать свои.

Сарипопа
На доске записывается забавное слово, составленное из букв другого слова. Нужно воссоздать слово-оригинал.
Рулжан, упечах, куринос, насана, тулыбак...

Прыгающие родственники
Предлагается слово, хорошо подходящее для образования однокоренных слов. Находим его родственников (также как у нас есть мама, папа, бабушка и др., так и у слов...). Когда родственник найден, все прыгают вперед.
К и У будет КУ-КУ-КУ
В кругу все вместе двигаемся в центр и из центра напевая простую песенку на любой мотив: "М и У будет МУ-МУ-МУ, А и С будет АС-АС-АС" и т.д. Стачала звуки говорит учитель, а потом дети (подбирают заранее).

Печем пирог
Месим-месим тесто.
Тесту в печке место.
Дайте время, дайте срок,
Будет многозначительная пауза наш пирог.
Вместо многозначительной паузы по очереди вставляем прилагательные.
Хорошо делать это упражнение, реально замешивая тесто.

Источник http://www.waldorfhome.spb.ru/russian.htm


РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА. ЧИСТОГОВОРКИ, СКОРОГОВОРКИ.

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку
Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка — серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

Стоит воз овса, возле воза овца.
Собака сидит на цепи.
Заглянет солнце и к нам в оконце.
На круше у Шура жил журавль.
Кошка спит, а мышку видит.
Ежик лежит под ёлкой.
Лёжа хлеба не добудешь.
Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
Мальчик чистит лошадку щеткой.
Щенок играет с мячом.
Са-ша-ша- Соня моет малыша.
Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
Вымыли мышки миски для мишки.
Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
Девочка пьет чай из чашки.
Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку ушел улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
«да-да-да — в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша — принесли домой ерша»
«ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
«жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу — я на солнышке лежу»… и так далее.

Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека — в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку — цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.


Логопедические сказки






Комментариев нет:

Отправить комментарий